Кредиты
03.05.2012

Давайте дружить банкоматами

Главное, чтобы клиент поверил в эту дружбу, а банк – не навредил себе.

У банков, жестко конкурирующих друг с другом на финансовом рынке, все-таки есть точки дружественного соприкосновения. Объединение сетей банкоматов уже можно назвать трендом. Объяснение этой тенденции простое: использовать уже готовую партнерскую сеть проще и дешевле, чем развивать до сопоставимых масштабов свою. Только вот вопрос – как воспринимают эту «подмену» клиенты.

Лично я скептически отношусь к подобным объединениям, тем более что банкомат другого банка, как правило, обеспечивает неполный функционал. Несколько лет назад я наивно пытался внести наличные на карту одного банка через «неродной», но партнерский банкомат. Естественно, у меня ничего не вышло. Ну а специалисты банка мне пояснили, что партнерство распространяется лишь на снятие наличных по «родным» для клиента тарифам.

Никто не спорит – люди снимают наличные через банкоматы намного чаще, чем вносят с помощью АТМ деньги на карту. Поэтому, если банк заключает индивидуальное партнерство с другой кредитной организацией или вступает в Объединенную расчетную систему, речь, как правило, идет именно о льготах при совершении операций по снятию средств. Но и здесь все не так гладко. Во-первых, снятие наличных в «чужом» банкомате может быть льготным, но не 100-процентно бесплатным (скажем, 0,5% от суммы). А во-вторых, так ли много наберется клиентов, которым в принципе придется по душе идея использования «чужих» устройств?

Недавно разговорились на эту тему с банкиром, развивающим карточный бизнес, и он подтвердил мои сомнения по этому поводу. Клиенты не желают вникать в межбанковские партнерские отношения. Так что «чужая» сеть банкоматов для банка с точки зрения конкурентных преимуществ вряд ли может быть аналогом собственной сети. Пользуются «чужим» устройством как «своим» в основном финансово продвинутые граждане, преимущественно – сотрудники банков. А среднестатистическому клиенту не очень-то хочется запоминать, с какими банками у вас «дружба». Но даже если он что-то и запомнит, то все равно будет стараться найти «родной» банкомат, поскольку несильно верит в бесплатность этого партнерства.

В одном случае деньги можно снять бесплатно, в другом – за «полцены», а в третьем – комиссию спишут по полной программе. И все это должен помнить держатель карты? Действительно клиентоориентированное решение – полная отмена комиссий за снятие собственных средств в банкоматах любых сторонних банков. Такие прецеденты уже есть, хотя понятно, что у каждого банка свои представления об экономической эффективности клиентских поощрений.

Банкоматное партнерство, на мой взгляд, может и навредить банку. Допустим, клиенту понравится пользоваться банкоматом другой кредитной организации из-за «правильного» расположения. Возможно, перейти на обслуживание вместе с карточкой не получится, поскольку выбор банка для зарплатного проекта остается за работодателем. Но, к примеру, когда потребуется взять кредит, открыть вклад или воспользоваться еще каким-то финансовым продуктом, человек по инерции может отправиться именно в тот банк, в котором привык получать деньги. Логотип этого банка он видит на банкомате каждый месяц, а может и чаще. Вероятность такого развития событий выше, если «своих» банкоматов у банка значительно меньше, чем у партнера. Тем более что банки постепенно начинают использовать АТМ для продажи различных продуктов и услуг.

Кирилл Гуманков, Bankir.ru

«Кредит Банк 24»
© 2008 — 2021
p